Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы Государственный суверенитет является одной из основ конституционного строя Российской Федерации (ст. 4, ч. I, Конституции РФ). Хотя этот основополагающий конституционный принцип был провозглашен еще в законодательстве СССР, после вступления в силу Конституции Российской Федерации11 в 1993 году он стал применяться и в других системах конституционных ценностей. Так, провозглашение Российской Федерации правовым государством ставит вопрос о взаимосвязи принципа верховенства права и принципа государственного суверенитета.
Расширение самостоятельности субъектов Федерации и местного самоуправления привело к коренным изменениям в модели организации государственной власти. В связи с этим возникла необходимость обновления методологии исследования такого правового явления, как государственный суверенитет. Развитие этого подхода происходило непосредственно в процессе государственного строительства, в том числе и в судебной деятельности (прежде всего Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ). В связи с этим, спустя пятнадцать лет после провозглашения России новым государством, представляется необходимым сделать определенные выводы о новом смысловом наполнении категории государственного суверенитета в Конституции государства.
Принципы, провозглашенные в Конституции РФ, получили значительное развитие в текущем законодательстве. Поэтому требуется теоретическое осмысление вопроса о нормативной проработке суверенных прав государства и их воплощении в российском законодательстве.
Для Российской Федерации проблема суверенитета в эпоху глобализации тесно связана с проблемой сохранения самоидентичности российского народа. Именно государственный суверенитет гарантирует российскому народу возможность самостоятельного выбора своего будущего.
Появление новых вызовов национальной безопасности в виде международного терроризма, деятельности экстремистских организаций, мирового энергетического дисбаланса и углубляющейся взаимозависимости национальных экономик повысило актуальность пока еще малоизученной проблемы обеспечения национального суверенитета.
В связи с этим в последнее время привлекают внимание предложения о необходимости признания на международном уровне права отдельных государств на проведение так называемых гуманитарных интервенций.
Как справедливо отмечает В.Д. Золкин, это свидетельствует о настоятельной необходимости тщательного анализа современной концепции полного суверенитета международными конституционными экспертами2 .
Таким образом, теоретическое осмысление сущности суверенитета Российской Федерации, определение его правового содержания и создание системы его гарантий в настоящее время представляется необходимым для повышения эффективности деятельности государства на внутренней и международной арене, а также для дальнейшей научной разработки вопросов государственного устройства и национальной безопасности России.
Целью исследования является комплексное изучение основ теории государственного суверенитета в отечественной юридической науке и ее места в современном российском конституционном праве.
Для достижения этих целей в исследовании ставятся и решаются следующие основные задачи:
- Изучение понятий и признаков суверенитета Российской Федерации;
-Определение проблем федеративного государственного суверенитета;
- Определение взаимосвязи между суверенитетом РФ и верховенством федерального закона;
- Проблема выяснения соотношения государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Предметом исследования являются отношения, возникающие в Российской Федерации при осуществлении государственной власти, суверенных прав и обеспечении гарантий государственного суверенитета. Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, воплощающие принцип государственного суверенитета в отечественном законодательстве, нормы, воплощающие гарантии суверенитета Российской Федерации, и практика применения этих норм правоохранительными органами.
1. Сущность суверенитета в Российской Федерации
1.1 Понятие и признаки суверенитета Российской Федерации
Государственный суверенитет - это универсальный атрибут государства в целом. Для того чтобы получить законодательное закрепление, государственный суверенитет должен быть концептуализирован и сконструирован, т.е. переведен в разряд юридической конструкции. Государственный суверенитет рассматривается как юридическая конструкция, призванная отразить природу верховной государственной власти.
Суверенитет может быть описан как элемент более сложной юридической конструкции - конструкции государства. Более того, государственный суверенитет как раз и выступает в качестве конституционно-правовой конструкции, в которой впервые определяется статус государства. Государственная конструкция используется и в других отраслях права, но она не всегда основана на государственном суверенитете и поэтому не соответствует государственной конструкции в конституции .
Сущность государственного суверенитета в работе раскрывается через анализ проблемы признаков суверенитета. Отечественная государственная юриспруденция традиционно выделяет три общеизвестных элемента - автономию, независимость и верховенство государственной власти. В то же время эти понятия, как представляется, не вполне адекватно выражают правовую природу государственного суверенитета. В данной статье предлагается рассмотреть суверенитет Российской Федерации с точки зрения нескольких признаков.
Верховенство государственной власти над всей территорией. Это превосходство в значительной степени заключается в том, что все принудительные полномочия и все инструменты осуществления власти сосредоточены в руках государства. Проблема верховенства государственной власти в федеративном государстве осложняется наличием нескольких уровней власти - федерального и регионального. В этом случае единственным способом решения данной проблемы является модель высшей юридической силы (верховенства) решений федеральных органов власти. Именно такая модель закреплена в Конституции РФ. При ином решении вопроса о верховенстве государственной власти федеративное государство лишается возможности эффективно сохранять собственный конституционный строй и, по сути, превращается в государство, которое в любой момент может стать федеративным .
Государственный суверенитет производен от национального суверенитета Национальный суверенитет основан на народовластии. Государственный суверенитет является разновидностью национального суверенитета и ограничивается (сдерживается) национальным суверенитетом. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который, в свою очередь, определяет решение проблемы возможности суверенитета для субъектов Российской Федерации. Поскольку народным суверенитетом обладает весь многонациональный народ России, то государственный суверенитет как форма народного суверенитета проецируется на всю Российскую Федерацию. Поэтому степень реализации государственного суверенитета совпадает со степенью реализации народного суверенитета. При рассмотрении данного признака в статье также обращается внимание на проблему прерывания прямой связи между государственным и народным суверенитетом на определенных исторических этапах .
Государственная власть независима от власти других государств и иных акторов международного взаимодействия. Государство является независимым и свободным в той мере, в какой оно реализует суверенную волю народа. Государство не может быть независимым, если оно служит интересам других государств или других народов. Следует иметь в виду, что международно-правовыми нормами, обязательными для суверенного государства, могут быть только нормы, с которыми это государство прямо согласилось. В условиях глобализации возникает острая необходимость разработки в законодательстве суверенных государств мер по адекватному контролю за деятельностью иностранных субъектов (например, коммерческих и некоммерческих организаций) на их территории.
Неделимость суверенитета поскольку суверенитет является качественной, а не количественной категорией, говорить о его делимости не приходится.
Государственная власть может быть разделена и децентрализована, а суверенитет - нет. Если суверенитет и может быть передан, то только полностью, а не часто. Например, если государство присоединяется к другому государству (даже если оно является субъектом федерации), то оно полностью теряет свой суверенитет, т.е. отказывается от него. В связи с этим в статье дается критическая оценка положений договора от 8 декабря 1999 года с Республикой Беларусь, предусматривающего возможность присоединения Российской Федерации к федеративному государству при сохранении суверенитета договаривающегося государства.
Исключительность государственного суверенитета на всей территории. Данный признак подразумевает осуществление по сути единого суверенитета на территории государства. Это связано с тем, что Конституция СССР 1977 года признавала, как суверенитет СССР, так и суверенитет союзных республик над территорией Союзного государства. Этот признак не признает осуществления суверенитета другими субъектами на территории Российской Федерации, но не исключает осуществления определенных суверенных прав другими государствами на территории Российской Федерации. В частности, иностранные государства вправе сохранять юрисдикцию над собственными гражданами на территории РФ в пределах, предусмотренных международным и внутригосударственным правом.
Неисчерпывающий характер суверенных прав Выполнение различных внутренних и внешних функций государства требует наличия широкого спектра юридических возможностей (суверенных прав), а суверенный характер государственной власти проявляется прежде всего в реализации этих юридических возможностей .
Объем суверенных прав государства не может ограничиваться ограниченным числом или закрытым перечнем. Государство должно обладать как можно большим количеством прав, чтобы действительно иметь независимость в отношениях с другими государствами и пользоваться преимущественными правами на всей своей территории. Основным пространственным ограничением реализации суверенных прав Российской Федерации является ее территория. Однако в силу объективных причин государство должно защищать свои интересы и на сопредельных территориях, поэтому, например, согласно части второй статьи 67 Конституции РФ, Российская Федерация обладает отдельными суверенными правами на континентальный шельф и исключительную экономическую зону, а также на другие территории. Образно говоря, эти суверенные права представляют собой остаточную энергию суверенитета.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005.
2. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.
3. Васильев А.В. Теория права и государства/ А.В. Васильев. - М.: Издательство РАГС, 2008. - 340
4. Воеводин Л Д. Статус современного государства как предмет общего конституционного права // Рос. юрид. журнал. 1997. № 4.
5. Гончаров М.В. Конституционно-правовое регулирование территориального устройства Российской Федерации: вопросы теории и практики: Авто-реф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006.
6. Грибовский В.М. Государственное устройство и управление Российской империи (Из лекций по русскому государственному и административному праву). Одесса, 1912.
7. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. 2^е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002.
8. Журавлев А., Комарова В. Федерация и суверенитет в России // Право и жизнь. 2000. № 30.
9. Жученко A.A. Соотношение конституций республик в составе Российской Федерации с Конституцией России: проблемы теории и практики. М.: Авиаиздат, 2001.
10. Коваленко А.И. Теория государства и права / А.И. Коваленко. - М.: Новый Юрист, 2008. - 416 с.
11. Кокотов А.Н. Доверие. Недоверие. Право. М.: Юристъ, 2004.
12. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву / Под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. М.: Изд-во «Зерцало», 2004.
13. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. С. 241-246
14. Кузьмин Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире / Э.Л. Кузьмин // Журнал российского права. - 2009. - №3. - С. 46-52.
15. Лазарев В.В. Теория права и государства / В.В. Лазарев. - М.: Юристъ, 2009. - 451 с.
16. Литвинов В.А. Проблема суверенитета в федеративном государстве / В.А. Литвинов // Российский юридический журнал. - 2012. - №1. - С. 33-38.
17. Манов Г.Н. Теория государства и права / Г.Н. Манов. - М.: Изд-во БЕК, 2008. - 410 с.
18. Мушинский В.О. Основы правоведения / В.О. Мушинский. - М.: Международные отношения, 2010. - 381 с.
19. Нерсесянц В.С. Право и закон / В.С. Нерсесянц. - М.: Право, 2007. - 602 с.
20. Общая теория права и государства / под ред. В.В.Лазарева. - М.: Юристъ, 2007. - 534 с.
21. Основы государства и права: Учебное пособие / под ред. В.А. Ржевского, В.Т. Гайкова.- М.: Феникс, 2009. - 280 с.
22. Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет в эпоху глобализации / Н.Б. Пастухова // Журнал российского права. - 2006. - №5. - С. 33-38.
23. Романовская О.В. Суверенитет государства и делегирование 76власти в конституционном праве // международный и национальный механизмы обеспечения суверенитета. Материалы VIII Международного Конституционного Форума, посвященного 80-летию Саратовской области. 2017. С. 145-149
24. Сергеев С.Г. Декларация о государственном суверенитете России: легализация внеконституционности / С.Г. Сергеев // Гражданин и право. - 2012. - №12. - С. 51-56.
25. Спиридонов Л.И. Теория государства и права / Л.И. Спиридонов. - М.: Наука, 2008. - 172 с.
26. Тихонравов Ю.В. Основы философии права / Ю.В. Тихонравов. - М.: Юрайт, 2007. - 335 с.